История Церкви: часть первая.
Первый Мор вызвал в Империи Тевинтер хаос и опустошение. Порождениями тьмы, обрушившимися на селения, дело не ограничилось. Подданных Тевинтера ждал еще один удар - против них обратились их же собственные боги. Думат, один из Старых богов, известный как Дракон Тишины, восстал, чтобы погрузить в тишину весь мир. Несмотря на отчаянные мольбы о помощи, другие Старые боги не вмешивались. Тогда жители Империи усомнились в своей вере. Они начали убивать священников и сжигать храмы, дабы наказать вероломных богов, не пришедших к ним на помощь.
В те дни, даже после первого Мора, Империя простиралась через все известные людям земли. Граничащая с землями варварских племен, Империя была хорошо подготовлена к любому вторжению извне. Но крах ее уже назревал изнутри.
Жители дальних северных и восточных рубежей империи взбунтовались против своих могущественных владык. Чтобы подавить эти мелкие бунты, тевинтерские магистры призвали демонов. Тела бунтовщиков они сожгли в назидание Ищущим мятежникам. Но бунты не утихли. Империя начала распадаться на части. Толпы негодующих и разочаровавшихся людей сделали то, что бессильны были сделать вражеские армии. Но магистры были все еще уверены в своей власти. Они просто не могли себе представить, как такое возможно - пережить Мор и пасть от руки своих же подданных.
Даже после мора у Тевинтера была армия, ьпревосходящая по численности армию любой другой страны в Тедасе. Но в армии этой царило разложение, и ее боевой дух стремительно падал. Крушение Тевинтера было таким сильным, что варвары Аламарри, уже наводнившие пустоши Ферелденской долины у юго-восточной границы Империи, увидели слабость врага и, после эпохи притеснений, выступили в поход, намереваясь не только освободить собственные земли, но и поставить на колени могучий Тевинтер.
Предводителями этого священного похода были великий военачальник варваров Маферат и его жена Андрасте. Их мечты и замыслы навсегда изменили мир.
- Из “Истории падения Тедаса". Брат Дженитиви, ученый Церкви.
История Церкви: часть вторая.
Когда пророчица Андрасте и се муж Маферат встали во главе своего варварского войска, южный Тевинтер обратился в хаос. В прошлом Империя не раз защищалась от вражеских нашествии, но теперь она осталась без поддержки богов, ее армия была в упадке, а земли опустошены Мором. Многие считают, что выбор момента для вторжения был еще одним из чудес Создателя, коих было явлено немало во время похода Андрасте во имя распространения Его священного слова.
Андрасте была не просто женой военачальника. Она была обручена с самим Создателем. Услышав, как она поет, взывая к небесам о наставлении, Он был покорен ее мелодичным голосом и явился ей с предложением пойти с Ним и оставить порочным мир людей. В мудрости своей Андрасте взмолилась, чтобы Создатель вернулся к детям Своим, и создал рай в мире людей, создатель согласился при условии, что весь мир отринет своих лжебогов и примет Его священные заповеди.
Вооруженная знанием об истинном боге, Андрасте начала свои священный поход против изможденной империи, одна из заповедей Создателя, гласящая, что магия должна служить человеку, а не властвовать над ним, была как бальзам на сердце угнетенных тевинтерцев, живущих во власти магистров.
Весть о Священном походе Андрасте, о ее чудесах и военных успехах распространилась очень далеко. Те из тевинтерцев, кто решили, что Старые боги их покинули, охотно вняли словам Создателя, толпы этих бушующих жителей Империи, уничтожавших храмы, теперь делали это во имя Создателя и пророчицы Его Андрасте. Как армии Маферата завоевывали земли Южного Тевинтера, так слова Андрасте завоевывали сердца.
Говорят, что создатель явил миру свою благодать в Битве на Валарианских полях, в которой войска Маферата разбили огромнейшую армию, какую Тевинтеру только удалось собрать. Южные пределы могучей империи теперь были в безраздельной власти варваров, Вера в Создателя, подкрепленная свершившимися чудесами, грозила сотрясти само основание Империи.
Но, как известно, сердце людское сильнее самого могучего оружия и, будучи ранено, способно на самые черные деяния.
- Из “Истории падения Тедаса". Брат Дженитиви, ученый Церкви.
История Церкви: часть третья.
Говорят, что в Битве на Валарианских полях Маферат спокойно стоял и взирал на свои войска. Он завоевал южные пределы величайшей империи, которую когда-либо видел мир, и объединил разрозненные варварские кланы в силу, способную наводить страх, с гордостью в сердце он обратился к своим воинам, чтобы поздравить их... и обнаружил, что те отвернулись от него.
Маферата охватила зависть. После всего, что он сделал, вся слава досталась его жене. Он видел, насколько сильно Андрасте владеет людскими сердцами, и ему надоела роль второго мужа - пусть и второго после самого Создателя, сердце его наполнилось яростью. Если он завоевал эти земли лишь затем, чтобы у него отнял жену какой-то забытый бог вместе с ордой фанатичного отребья, то война того не стоила.
Здесь летопись расходится с Песнью света. Летопись гласит, что Маферат, обратив взор на север, в центральную часть Империи, увидел лишь перспективу дальнейшей затяжной воины против быстро перестраивающейся армии, и отчаялся. Песнь Света утверждает, что в Маферате взыграла зависть - к Создателю, к Андрасте, к тому почету, какой она обрела, хотя это он, Маферат, возглавлял войска и одержал победу!
Как бы то ни было, Маферат отправился в столицу Империи Минратоус и провел переговоры с архонтом Гессарианом. Он предложил выдать жену Империи в обмен на перемирие, которое положит конец вражде раз и навсегда. Архонт, желая заглушить голос пророчицы, обращающий против него его же людей, согласился. Маферат заманил Андрасте в засаду, где ее схватили имперцы, положив конец ее священному походу.
Посмотреть на казнь Андрасте на центральной площади Минратоуса собрались тысячи верноподданных, по распоряжению архонта, пророчицу сожгли на костре – в Империи это считалось самой мучительной смертью из всех возможных. Однако, согласно учению Церкви, пламя лишь очистило Андрасте и возродило ее для жизни рядом с Создателем. Как бы там ни было, толпа ожидала услышать крики, но Андрасте молчала. При виде пророчицы в объятиях пламени людей охватило огромное чувство вины, словно они участвовали в величайшем грехе. И так сильно было это чувство, что сам архонт обнажил свои меч и пронзил им сердце пророчицы, окончив ее страдания и оставив собравшихся в тяжелых мыслях о том, что произошло у них на глазах.
Таким образом, казнь Андрасте, которая, по задумке, должна была положить конец вере в Создателя, напротив, предрешила судьбу поклонения Старым богам и вымостила путь для распространения Песни Создателя.
- Из “Истории падения Тедаса". Брат Дженитиви, ученый Церкви.
История Церкви: часть четвертая.
Тевинтерцы, присутствовавшие при смерти Андрасте, не зря испытывали отчаяние. Считается, что казнь пророчицы разгневала Создателя, и Он снова отвернулся от человечества, обрекши жителей Тедаса на страдания во тьме.
В эти темные времена люди как никогда нуждались в свете. В любом свете. Некоторые находили утешение в демонических культах, что обещали власть и богатство в обмен на поклонение. Другие молили Старых богов о прощении, уговаривая великих драконов вернуться в бренный мир. Некоторые пали настолько, что ударились в поклонение порождениям тьмы, создав секты, прославлявшие зло в чистейшем виде. Люди искали спасителя и не находили, и казалось, что весь мир истекал слезами.
Однако последователи Андрасте после смерти своем пророчицы не отказались от ее учения. После казни они выкрали священный прах Андрасте и спрятали его в тайном храме. Сведения о местонахождении этого храма давно утеряны, но прах Андрасте и по сей день служит символом веры в Создателя, веры в то, что человечество когда-нибудь заслужит Его прощение, несмотря на горе, причиненное Ему.
С течением времени поклонение Андрасте набирало силу и в конце концов оформилось в виде Песни Света. Было сказано: пропоите Песнь в четырех уголках Тедаса, и Создатель наконец обратит свои взор на мир. С распространением Песни Света культ Андрасте стали называть Андрастианской Церковью. Для тех, кто обращался в веру Церкви, первейшей задачей было нести слово Андрасте по всему миру.
А новообращенных было много, в том числе наделенных властью - как в Империи, так и в городах-государствах, составляющих теперь Орлей, такова была сила слова Создателя, что юный король Драккон предпринял несколько Священных походов, дабы объединить эти города-государства и создать империю, целиком посвященную воле Создателя. Орлесианская империя стала средоточием хилы Церкви, в Великом Храме в Вал Руайо Церковь зародилась и была организована в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. Драккон, к тому времени уже император Драккон I, создал Круг Магов, Орден Храмовников и Священную канцелярию Верховного жреца. Многие в Церкви почитают его почти так же, как саму Андрасте.
Современная Церковь - это обитель веры и красоты, а также необходимая организация, защищающая Тедас от могущественных сил, способных нанести ему вред. Как Серые Стражи защищают мир от Моров, так Церковь оберегает человечество от него самого. И прежде всего Церковь старается заслужить прощение Создателя в надежде, что когда-нибудь Он вернется и сделает мир тем раем, каким он и был задуман.
- Из "Истории падения Тедаса'. Брат Дженитиви, ученый Церкви.